Тест Кеттела


16-факторный тест Р.Б. Кеттелла универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации. Опросник является удобным средством экспресс-диагностики в ситуациях, когда необходимо исследовать индивидуально-психологические особенности человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституционными факторами. Вам предлагается форма опросника С- сокращенный вариант, который используется в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов. Время обследования от 20 до 50 мин. Инструкция для обследуемых. “Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства вашей личности. Здесь не может быть ответов “правильных” или “неправильных”. Старайтесь отвечать искренне и точно. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, который в наибольшей степени соответствует вашим взглядом, вашему мнению о себе".

Интерпретация факторов

Фактор А - “ замкнутость - общительность ”. При низких оценках для человека характерна необщительность, замкнутость, безучастность, излишняя строгость в оценке людей. Вещи привлекают его больше, чем люди. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным. При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, деликатность, доброта, мягкосердечие. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на события. Предпочитает деятельность, связанную с людьми, легко включается в активные группы. Беспечен, может быть небрежен в выполнении обязанностей. В целом фактор ориентирован на измерение общительности человека в малых группах.

Фактор В - “ интеллект ”. При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления. При обучении материал понимает медленно. Предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию. При высоких оценках наблюдается абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.

Фактор С - “ эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость”. При низких оценках очевидна подверженность чувствам, переменчивость интересов и настроения, раздражительность, утомляемость, невротические синдромы, ипохондрия. При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление. В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность. По некоторым работам, фактор связан с силой нервной системы, лабильностью и пр«Н g  Г еобладанием процесса торможения. Спокойно относится к нерешенным эмоциональным проблемам.

Фактор E - “ подчиненность - доминантность ”. При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных ошибках. Ему свойственны активность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности. При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный. Способен руководить окружающими.

Фактор F - “ сдержанность - экспрессивность ”. При низких оценках для человека характерны благоразумие, осторожность, рассудительность, молчаливость. Ему свойственна склонность все усложнять, некоторая пессимистичность в восприятии действительности: беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным. При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу. Может быть хорошим оратором. Любит новые места и новых людей. В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения.

Фактор G - “ подверженность чувствам - высокая нормативность поведения ”. При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Беспринципен, неорганизован, безответствен. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению. При высоких оценках наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность. Смело берет на себя ответственность. Эффективен в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства. Предпочитает круг трудолюбивых людей. В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека.

Фактор H - “ робость - смелость ”. При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей. Повышенно чувствителен к угрозе. Обычно беспричинно испытывает чувство неполноценности. Избегает профессий, связанных с личными контактами. При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, авантюризму, держится свободно, расторможенно. В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и степень активности в социальных контактах.

Фактор I - “ жесткость - чувствительность ”. При низких оценках человеку свойственна уверенность в себе, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим. Обладает чувством ответственности. Руководя группой, заставляет ее работать на практической и реалистической основе. При высоких оценках наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, эстетизм восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей. Мечтательный, капризный, нереалистичный. Требу} dA Г ет внимания, помощи, непрактичен в делах. Не терпим к грубости.

Фактор L - “ доверчивость - подозрительность ”. При низких оценках для человека характерна откровенность, доверчивость, благожелательность по отношению к другим людям, терпимость, уживчивость. Человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе. При высоких оценках человек ревнив, завистлив, подозрителен, обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен, ему свойственно большое самомнение. Интересы обращены на самого себя. Склонен фиксировать свое внимание на неудачах, превосходство других раздражает. Мало заботится об окружающих, плохо работает в группе. В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.

Фактор M - “ практичность - развитое воображение ”. При низких оценках человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишнее внимание к мелочам. Сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда лишен воображения. При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентации на внутренний мир, значительном творческом потенциале. Ненадежный, самомотивированный, экспрессивный, что затрудняет групповую деятельность.

Фактор N - “ прямолинейность - дипломатичность ”. При низких оценках человеку свойственна прямолинейность, наивность, непосредственность поведения. При высоких оценках - расчетлив, проницателен, отличается разумным и сентиментальным подходом к событиям и людям. Изысканный, умеет вести себя в обществе. В суждениях может быть циничным.

Фактор O - “ уверенность в себе - тревожность ”. При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, уверен в себе. Его трудно вывести из равновесия. Иногда самонадеян, не может объективно оценить ситуацию. Чувство вины отсутствует. Равнодушен к оценке его действий окружающими. При высоких оценках человеку свойственна тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность, преобладает плохое настроение. Склонен к мрачным размышлениям и беспокойству. Чувствителен к оценке его действий. В групповой деятельности не эффективен.

Фактор Q1 - “ консерватизм - радикализм ”. При низких оценках для человека характерна устойчивость по отношению к традиционным трудностям. Он знает, во что должен верить, и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых. С сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями. Лучше чувствует себя в ситуации, характеризующейся стабильностью и предсказуемым исходом. При высоких оценках человек критически настроен, характерно наличие интеллектуальных интересов, аналитичность мышления. Стремится быть хорошо информированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает. Имеет сомнения по основным жизненным вопросам. Не терпит однообразия.

Фактор Q2 - “ конформизм - нонконформизм ”. При низких оценках человек зависит от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. У него зачастую отсутствует инициатива принятия решений. Общительность связана с необходимостью иметь поддержку в группе. При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и действует, однако, он не всегда доминантен, т.е., имея собственное мнение, он не стремится навязать его окружающим. Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке.

Фактор Q3 - “ низкий самоконтроль - высокий самоконтроль ”. При низких оценках наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе. Человек не обеспокоен выполнением социальных требований, не считается с общепринятыми правилами, невнимателен к людям. Может чувствовать себя недостаточно приспособленным. При высоких оценках - развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. Внимателен к людям, заботится о социальной репутации, иногда склонен к упрямству. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор G), этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения.

Фактор Q4 - “ расслабленность - напряженность ”. При низких оценках человеку свойственна расслабленность, вялость, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость, что в некоторых случаях может мешать работе. Высокая оценка свидетельствует о напряженности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в котором человек находится, представляет собой результат повышенной мотивации. Склонен к раздражительности и нетерпимости. Быстро утомляем, но не способен оставаться бездеятельным. Может быть недоволен группой, порядком, руководством.

Фактор MD - “ адекватность самооценки ”. Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно переоценивать себя.


Hosted by uCoz